Государственное бюджетное
учреждение культуры г. Москвы

+7 (499)233-42-06

ЗАБРОНИРОВАТЬ ЭКСКУРСИЮ
Независимая оценка
качества услугОцените качество
услуг нашего учреждения
РУС / ENG
Версия для слабовидящих

Книжное издание – проверенный временем способ влияния на внутренний мир ребенка, во многом  формирующий нравственные основы его характера. Эмоциональное воздействие текста на его мысли и чувства напрямую зависит от мастерства художника, выполнившего книжные иллюстрации, от его способности выразить содержание книги через зрительные образы. Первая встреча ребенка с книгой, как правило,  начинается с иллюстрации. Благодаря живым и выразительным «картинкам» в книге происходит формирование эстетического вкуса, возникает ассоциативное мышление, восприятие образа, цвета, пропорций, фактуры. Художник и теоретик книжной графики В. Фаворский в статье «О формальных типах книги и о детской книге» утверждал, что иллюстрация составляет самую существенную часть детской книги, без нее она немыслима.

Иллюстрация помогает детям проникнуть в литературный мир, ощутить его на себе, познакомиться и подружиться с населяющими этот мир  персонажами, даже полюбить их. Пока  жизненный опыт юного читателя  невелик, ему подчас трудно воссоздать в своем воображении все то, о чем повествует писатель. И здесь на помощь приходит художник, оживляя своим мастерством книжные образы. Известный историк искусства А.Н. Бенуа утверждал, что иллюстрация - «могучее культурное средство, которое предназначено сыграть в русской образованности более благотворную роль, нежели мудрейшие государственные мероприятия и все потоки строго научных слов о воспитании».

Создавать иллюстрации к детским книгам непросто: художник, творящий для детей должен обладать полным арсеналом своей профессии. Он создает образы не только с натуры, но и силой своего воображения; владеет самыми разнообразными техниками: углем и пером, акварелью и гуашью. Он – и  гравер, он – и литограф. Он разбирается в полиграфическом процессе, он может сделать макет книги, подобрать нужный шрифт. Художник обязан  тонко чувствовать литературное произведение, заметить его стилистические особенности, распознать авторскую идею произведения, чтобы отразить мир, созданный писателем, с помощью точно найденных художественных картин и  образов, доступных детскому восприятию.

Детская книга – это не только техническое мастерство иллюстрации; это еще и мировоззренческие принципы, которые особенно важны для тех, кто открывает мир. В ходе долгих лет творческого поиска  каждый художник-иллюстратор вырабатывает свой почерк, свою манеру отражения художественной реальности, приобщая к ней своих юных читателей, которые сохраняют бесценный опыт общения с любимой книгой на долгие годы, а порой и на всю жизнь, передавая его своим детям.

Потребность в детских изданиях не исчезла и в военное время: литература, помогавшая преодолевать военные трудности, была востребована и в глубоком тылу, и на оккупированной территории. Уже в первые военные годы было издано около 1500 наименований иллюстрированных книг для детей, а за 1941—1945 годы было напечатано 60 миллионов экземпляров детской литературы.

Книги и детские журналы продолжали регулярно выходить даже в ту пору, когда враг стоял под Москвой. Они печатались в блокадном Ленинграде. В 1943 году разоренная и голодная страна нашла возможность провести первую Всесоюзную неделю детской книги (эта традиция продолжается в наши дни).

Ассортимент, внешний вид, полиграфическое исполнение детской книги этого периода определялись условиями, в которых она создавалась - издательства перешли на более дешевые материалы, изъяли из редакционного портфеля все, что не отвечало интересам военного времени; книги той поры рассказывали подрастающему поколению о самоотверженности тех, кто защищал страну в боях и трудился в тылу. В них повествовалось о сынах полка, о юных партизанах и подпольщиках, о подростках, заменивших взрослых у станка. Тема войны выразительно звучала в работах книжных иллюстраторов, помогая читателям ощутить свою причастность к грозным событиям, разделить общие беды и радости, найти свое место в атмосфере военной эпохи.




Государственный музей обороны Москвы


119602, Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 3

Tel. 8 (499) 233-42-06, 8 (499) 233-42-96.

e-mail. ggmom@bk.ru


Оставить отзывКарта сайта

Яндекс.Метрика

Часы работы музея:


Музей открыт

вт, ср, пт, сб, вскр. с 10-00 до 18-00, касса до 17-30

четверг с 13-00 до 21-00, касса до 20-30

Музей закрыт: по понедельникам, в последнюю пятницу каждого месяца.