Государственное бюджетное
учреждение культуры г. Москвы

+7 (499)233-42-06

КУПИТЬ БИЛЕТ ЗАБРОНИРОВАТЬ ЭКСКУРСИЮ
Независимая оценка
качества услугОцените качество
услуг нашего учреждения
РУС / ENG
Версия для слабовидящих

Ярослав Викторович Титов (1906 – 2000) – пример того, что мы называем многогранной личностью: он прославился как художник, спортсмен и защитник своей Родины. Творческое наследие Ярослава Викторовича также чрезвычайно многогранно. Это и произведения живописи и графики (в том числе карикатуры), книжная иллюстрация, искусство плакатных форм и даже дизайнерские работы.

Спорт и изобразительное искусство – две страсти Я.В. Титова, которым он посвятил свою жизнь с самого юного возраста. В 1918–1924 годах он занимается в художественных школах, после обучается в художественных мастерских Москпрофобра (Московский подотдел профессионально-технического образования). Завершив учёбу в мастерских, он работает хромолитографом в типографии «Рабочей Москвы», и параллельно является вольнослушателем полиграффака ВХУТЕМАСа. С 1936 года продолжает свое образование на отделении повышения квалификации живописцев в Московском институте изобразительных искусств при Академии Художеств у В.Н. Бакшеева.

Я.В. Титов – мастер книжной иллюстрации. В 1920е-30е он создает свои первые иллюстрации: Д. Лондона "Зверь из бездны" (1926), С. Есенина "Москва кабацкая" (1928), П. Бляхина "Красные дьяволята", В. Маргерит "Проститутка", А. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Слободского "Новые похождения бравого солдата Швейка" и др.

В 30-е годы Титов обращается к теме спорта, которая становится одной из ведущих в его последующем творчестве.  Спортивная тема была органична для творчества Титова, так как спорт он знал профессионально. В сентябре 1935 года завершается первенство СССР по баскетболу. В составе столичной команды «Динамо» Ярослав Титов становится чемпионом по баскетболу СССР. В 1939 году он вторично становится чемпионом СССР по баскетболу уже в составе Российского физкультурно-спортивного общества «Локомотив», основанного в 1936 году, и одним из первых получает звание мастера спорта СССР (звание учреждено в 1935 году). С этого момента спортивная карьера Я.В. Титова неразрывно связана с «Локомотивом». Титов был востребован в клубе не только как спортсмен, но и как художник: он создал эскиз для первой формы футбольного клуба железнодорожников.

С началом войны спортивная карьера Я.В. Титова прервалась, но он проявил себя в новом качестве - мастера политической карикатуры. В 1941 году Я.В. Титов работал в бригаде ДИТС (В. Демидов, К. Ипатов, Я. Титов, А. Сапожников)  "Окон ТАСС". С 1941 года Ярослав Викторович мобилизован на фронт. Он является участником сражений Великой Отечественной войны на Волховском фронте, под Ленинградом и Новгородом. По воспоминаниям современников, он стремился в самые горячие точки сражений и одним из первых ворвался на танке в Новгород. За участие в освобождении Новгорода в 1944 году Титов был удостоен ордена Красной Звезды и звания майора. Затем Карельский фронт, форсирование реки Свирь. Приказом военного совета Титов назначается главным художником строящегося фронтового музея «Свирская Победа»  в городе Лодейное Поле. А потом был большой бросок на восток, 1-ый Дальневосточный фронт. Титов прошел путь из Мулина до Порт-Артура и вернулся в Москву с медалями «За победу над Японией» и «За освобождение Кореи» уже в 1946 году.

Фронтовая жизнь дала развитие новому направлению в его творчестве: Титов создавал иллюстрации для военных газет «Фронтовая правда» (Волховский фронт), «В бой за родину» (Карельский фронт) и «Сталинский воин» (1-ый Дальневосточный фронт), зарисовки и картины на военную тему. Характерно, что до конца жизни, он был верен этой теме. Среди живописных работ художника, представленных на выставке, стоит отметить «Тревожное время», «Москва, декабрь 1941 г.», «На защите Москвы. Ополченцы» редкого жанра городского пейзажа военных лет. Москва в работах автора – это не просто фон для действующих лиц, это отдельный участник событий. Именно город создает настроение в этих работах, с ним общается автор и через него передает зрителю чувство тревожности, напряженности Москвы 1941 года.

На выставке представлен рисунок «Хоккей на Патриарших прудах» 1941 года, где на переднем плане идет игра в хоккей, а на заднем плане по переулку едут танки. Это одна из знаковых работ в творчестве автора, поскольку здесь впервые сталкиваются его увлечения довоенных лет и новые неотвратимые события, так же прочно оставившие след в жизни художника. Сам он писал про эту работу в интервью «Спортивной Москве» 1989 года: «Вот набросок, сделанный мной гуашью с натуры в начале зимы 41-го, где-то перед уходом на фронт. Символично, что когда немцы стояли под Москвой, когда танки шли через город на передовую, на Патриарших прудах, как в мирные дня, встречались «Спартак» и «Динамо». Та давняя игра видится мне проявлением несокрушимой веры москвичей, народа нашего в неизбежность победы над фашизмом. Начинался разгром немецко-фашистских войск под Москвой».




Государственный музей обороны Москвы


119602, Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, 3

Tel. 8 (499) 233-42-06, 8 (499) 233-42-96.

e-mail. ggmom@bk.ru


Оставить отзывКарта сайта

Яндекс.Метрика

Часы работы музея:


Музей открыт

вт, ср, пт, сб, вскр. с 10-00 до 18-00, касса до 17-30

четверг с 10-00 до 21-00, касса до 20-30

Музей закрыт: по понедельникам, в последнюю пятницу каждого месяца.